Индивидуальные предприниматели и физические лица, уплачивающие налог на профессиональный доход (НПД), являющиеся аналогом самозанятых, по всей вероятности, вскоре будут уплачивать взносы в ФСЗН по-новому. Рассказываем о ключевых изменениях, часть из которых уже может вступить в силу с 1 января 2025 года.
Новшества перечислены в проекте закона “Об изменении законов по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения“, который уже проработан в парламенте, одобрен и внесен правительством Беларуси для последующего подписания Президентом. В деловой и предпринимательской среде обсуждения весьма существенные. Во многом из-за нехарактерных особенностей, которые предстоит усвоить плательщикам взносов в ФСЗН.
Для индивидуальных предпринимателей, среди прочего, стоит обратить внимание на следующие моменты:
- при годовом суммарном доходе в интервале от 12 минимальных зарплат до 12 средних зарплат сохранится текущая ситуация (минимально 35% от 12 минимальных зарплат за год по стране)
- в интервале от 12 до 60 средних зарплат – х2 (размер выплат в 2 раза больше)
- больше 60 средних зарплат – х3 (размер выплат в 3 раза больше)
- в проекте отсутствует перечисление ИП среди тех, кто освобождается от взносов в ФСЗН за время “простоя” – по всей видимости, придется уплачивать взнос все-равно (не совсем понятно, откуда и как, если деятельность фактически не велась)
Таким образом размер взносов ИП в ФСЗН хотят приравнять к заработку, который будет определяться при подаче налоговых деклараций. Сведения налоговая будет передавать в фонд; соответствующее соглашение уже подписано. Однако немало вопросов, требующих уточнений. Так, к примеру, непонятной является формулировка и привязка социальных выплат, привязанных к размеру “средней зарплаты”. Как она будет исчисляться, как часто утверждаться и пересматриваться, будет ли учитываться региональная привязка, либо как и в случае с минимальной будет какое-то единообразное значение по стране – ответов на эти вопросы пока нет.
Изменения, которые затронут физических лиц, уплачивающих налог на профессиональный доход (НПД), по смыслу схожие. Взносы в ФСЗН с текущих 6% (которые удерживаются с 10% уплачиваемого налога, формируемого из счетов и чеков в приложении “Профдоход”) хотят отвязать от такого формата. Сделать привязку к минимальной заработной плате, а размер по аналогии с индивидуальными предпринимателями (35% от 12 минимальных зарплат за год по стране). Поясняется это тем, что обороты и заработок у многих т.н. “самозанятых” невелик, а посему отчисления в ФСЗН часто ниже, чем при минимальных зарплатах, а посему не формируется трудовой стаж.
Представляется, при таком подходе явно нарушена логика: заработок невелик, отчислений для фирмирования стажа не хватает – но физ.лицу на НПД несмотря на это предлагается уплатить больше взносов в ФСЗН.
Вместе с тем возникают коллизии и нестыковки. С одной стороны физические лица, уплачивающие налог на профессиональный доход, в терминологии законодателя не являются предпринимателями, а их деятельность не приравнена к предпринимательской. Вместе с тем, их размер отчислений в ФСЗН и трудовой стаж хотят (в проекте вышеуказанного Закона) принудительно привязать к системе, действующей среди субъектов предпринимательства. С другой стороны среди самозанятых, уплачивающих единый налог, пока действует добровольная, но не обязательная система уплаты взносов в ФСЗН, а формирование своего трудового стажа для последующего размера пенсии – добровольная история. Пока – поскольку Министерство труда и социальной защиты расширило перечень тех, кому придется с 1 октября вносить отчисления в ФСЗН в размере 29% обязательно. К ним добавили тех, кто раньше был освобожден: ремесленников, уплачивающих ремесленный сбор, самозанятых – единый налог и лиц, ведущим деятельность в сфере агротуризма и уплачивающих соответствующий единый сбор.
За 2024 год предпринимателям необходимо (при полной годовой деятельности) внести в ФСЗН 2326,80 руб. Многим физ.лицам на НПД эта сумма откровенно неподъемная. Как и самозанятым, ремесленникам и владельцам агроусадеб.
Можно задаться простым вопросом – много ли физ.лиц на НПД (ремесленников, самозанятых), доход которых ежемесячно составляет 3221,66 руб.? Именно столько требуется, чтобы оплатить подоходный налог и была бы удержана достаточная сумма, равная отчислениям в фонд с текущей минимальной зарплаты. Проводили ли ФСЗН совместно с МНС подобный анализ?
Пока речь в проекте идет про “добровольную” доплату в ФСЗН физ.лиц на профдоходе. Сейчас эта возможность не регламентирована. Однако достоверно неизвестно, сохранится ли “добровольность” или такой подход станет строго обязательным (как до 29% от дохода у самозанятых на едином налоге и ремесленников). Очевидно, доплата для формирования полноценно (минимального) необходимого трудового стажа среди физических лиц, уплачивающих налог на профессиональный доход, должна быть строго добровольной. Есть вопросы и к возможности не платить взносы в ФСЗН (после изменений, которые вступят в силу с 1 октября) для самозанятых, ремесленников, владельцев агроусадеб – в периоды, когда деятельность не велась. Однако для этого потребуется подавать документ персонифицированного учета по форме ПУ-3. С учетом того, что для ИП исключили возможность подавать его на бумажном носителе (с 1 июля 2024 г. только дистанционно, оформив ЭЦП – электронно-цифровую подпись, само собой платно), не понятно как соотносятся первоначальные планы избавить самозанятых, ремесленников и физ.лиц на НПД от оформления документов, деклараций, форм – сделав деятельность максимально простой и доступной. На деле постепенно оказывается совершенно иначе.
Несмотря на то, что пока эти нововведения находятся в виде проекта, велика вероятность того, что они будут приняты. Прошло всего 1,5 года, новый налоговый статус (физ.лиц на НПД) еще не устоялся, а к нему уже собираются применить повышенные требования по уплате взносов в ФСЗН. Это существенно повышает финансовую нагрузку среди лиц, которые самостоятельно находят работу, выполняют заказы, оказывают услуги – без привлечения работодателей, сами себя обеспечивают, а также среди предпринимателей. Это особенно значительно в связке с повысившимся налогом (с 6% упрощенки на 20% подоходного; а с 2025 года – 25%). И все это в рамках нескольких последних лет.
Фото: freepik.com
Источник: 1top.by, pravo.by